0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Лекарственное растение известное со средних веков

Лекарственные растения в средневековье.

Монахи бенедиктинцы, орденской обязанностью которых было возделывание земли и садоводство, переходили через Альпы и основывали новые монастыри на юго-востоке Франции и юго-западе Германии. С собой они приносили многие виды своей деятельности, в том числе выращивание лекарственных растений, принадлежащих, в основном, флоре Средиземного моря. Прежде эти растения возделывались и использовались народами передней Азии. Лекарственные растения, принесённые и внедрённые среди местного населения деревень монахами бенедиктинцами, получили быстрое распространение на больших территориях севернее Альп. Король Карл I (768-814 гг.) побуждал монахов его государства заниматься медициной и возделыванием лекарственных растений

В «Распоряжении Карла Великого по королевскому имуществу или двору» («Capitulare C.M. de villis vel cyrtis imperialibus», 812 г.), написанном по инициативе монарха монахом — бенедиктианцем Ансегисом, содержались указания арендаторам королевских имений выращивать, наряду с овощными культурами, многие лекарственные, ароматические и пряные растения. В этом распоряжении для арендаторов были определёны планы выращивания алтея лекарственного, амаранта, аниса, арники, аронника змеевидного, горчицы, кориандра, купыря, лилии, лука морского, любистока, мальвы, медвежьего корня, мари, мяты большой и кудрявой, валерианы лекарственной, пажитника сенного, пижмы бальзамической, полыни высокой, розмарина, руты, тмина полевого и душистого, укропа огородного, чабера, шалфея лекарственного и мускатного, фенхеля и других культур.

В своих комментариях « Capitulare» Экхардс (Eckhards, 980) отмечает, что Ансегис владел хорошими практическими знаниями в области культуры лекарственных растений и располагал необходимыми литературными источниками по медицинским и сельскохозяйственным вопросам. Планы, заложенные в «Capitulare» и, имевшие особенное значение для юго-запада Франции, были осуществлены при строительстве монастыря Санта Галена в 820 году. Наряду с другими сооружениями в монастыре Санта Галена был возведён врачебный дом с залом для больных и комнатой для кровопусканий, палата (лекарственный склад) для лекарственных трав. Непосредственно за квартирой врача, в северо-восточном углу монастыря, размещался сад лекарственных трав и сад для кухни. Сад лекарственных трав (herbularius) был разделён на 16 участков и каждый участок был снабжён этикеткой с названием и назначением вида растений. В садах монастыря возделывали более 50 видов лекарственных, пряных и овощных растений, предписанных « Capitulare».

Монахи, занимаясь лечением, выращиванием и сбором дикорастущих растений, привлекали местное население к своей работе и обучали его своему ремеслу, чем способствовали распространению опыта и знаний по лекарственному растениеводству. Из лекарственных садов монастырей в течение столетий развилась полевая культура лекарственных, ароматических и пряных растений практически во всех странах Европы, которая проникла в Россию по-настоящему только во время и благодаря активной деятельности Петра I, « прорубившего окно» в Европу.

Аббат бенедиктинского монастыря Рейхенау (Баденское озеро) Валафрид Страбон (809-849 годы.), ученик знаменитого Рабана Мавра (784-856 годы.), автора труда «О вселенной», где медицине посвящена отдельная глава, написал в 827 г. учебное стихотворение «О культуре садов» («Садик»). В этом стихотворении Страбон передаёт потомкам знания античного времени и свой опыт, приобретённый в фармацевтическом саду аббатства. Он описывает силу 23 лекарственных растений, возделываемых им тогда в его саду. В своём саде лекарственных растений он выращивал шалфей лекарственный и эфиромасличный, руту, полыни, укроп огородный, кервель, мак снотворный, мяту, лилии, розы и др.

Крупнейшим после «Садика» Страбона стихотворным произведением по медицине является поэма Одо из Мена-на-Луаре «О свойствах трав» (XI в.н.э.). Благодаря поэтической форме изложения предмет становился доступнее и лучше запоминался надолго. Знания по использованию лекарственных растений и лечению ими могли распространяться не только между людьми, умеющими читать и писать, но и между неграмотными людьми при частом общении или при выполнении подсобных работ. «Радуют душу стихи и, немногие, что много вмещают». В поэме дано описание 65 лекарственных и 11 ароматических и пряных растений, их применение в качестве лечебных средств от тех или иных болезней и некоторая рецептура, характерной чертой которой является приведённый перечень растений. Эти растения доступны и дешевы, что давало возможность ими лечиться каждому без помощи врача, так как лечение у врачей в те времена было чрезвычайно дорогим, что актуально и в настоящее время. Поэма была призвана служить чисто практическому врачеванию: уже в XII-XIII веках к ней был проявлен широкий интерес: она стала использоваться в качестве медицинского пособия и часто цитировалась многими врачами-исследователями. Ниспровергатель средневековых медицинских авторитетов Парацельс, читал и комментировал перед слушателями поэму Одо «О свойствах трав». Он написал пояснения и замечания к 37 её начальным главам (от артемизии до пастернака). Хотя Парацельс и говорил о «заблуждениях Макра», но сам факт чтения им лекций и комментирование поэмы – объективное свидетельство её ценности для медиков первой трети XVI столетия.

Из других естественнонаучных и медицинских документов, имеющих большое значение для истории полезных растений, следует упомянуть учение о лекарствах средневековья аббатисы Хильдегард фон Бинген (1098-1179 годы). Во 2-м и 3-ем томах «Физики» (1150 г.) она описала более 250 видов овощей, фруктов и трав с указанием их питательности и лекарственной силы. Эти виды культур в последствие стали местными в Германии.

Отметим также монаха — доминиканца Альберта фон Лауингена (1193-1280 гг.) из Швабии, которому в настоящее время приписывают дворянский титул граф Больштэд, а его современники — доктор универсал, которого потомки назовут Альберт Магнус. В своём произведении «De virtutibus herbarum, lapidum et animalium», написанном 1240 году, в главе «De vegetabilibus herbarum VII» он описал вопросы растениеводства, включая возделывание лекарственных растений. Его ученик Томас де Кантимпре (1201-1270 гг.), оставил потомкам «Liber de natura rerum», которой существенно способствовал распространению знаний о лечебном действии лекарственных растений и получению лекарств из растений. Эта книга часто печаталась до 1540 года. Она была подвергнута самостоятельной обработке Конрадом фон Мегенбергом (1309-1374 гг.) и впервые была издана на немецком языке под названием «Книга природы» («Buch der Natur») в 1350 году.

Крестовые походы, а также открытие Америки (1492 г.) и морского пути в Индию (1498 г.) обогатили флору европейских стран новыми видами культур, в том числе и лекарственных. Эти великие открытия способствовали экспорту и импорту фармацевтических товаров и акклиматизации и распространению иноземных видов растений в Европе.

Хорошее представление о значении лекарственных растений в позднее средневековье и раннюю современность мы находим в книгах Отто Брунфельса (1489-1534 гг.), Хиронима Бокка, также называемого Трагус (1498-1554 гг.) и Леонарда Фукса (1501-1566 гг.). Этих учёных по праву считают «отцами немецкой ботаники», так как они первые в своих работах представляли растения в тесной и постоянной связи с окружающей средой. Это были значительные учёные – экспериментаторы времени реформации. Большие заслуги в науке о лекарственных растениях имел ученик Бока Якоб Теодор (ум. 1590 г.), которого в своём родном городе Бергзабене называли Табернемонтаном, а также Иоахим Камерарий, который уже давал рекомендации по возделыванию лекарственных растений. Он рекомендовал репейник обыкновенный (лопух большой) и ряпушок (Agrimonia eupatoria L.) сеять осенью. Работы И. Камерария были хорошо проиллюстрированы и в основной массе освещали требования медицины к лекарственным растениям.

Такие учёные, как Теофраст Парацельс (1493-1541 гг.), Никола Монард (1493-1578 гг.), Андре Маттиоли (1501-1577 гг.), Валерий Корд (1515-1544 гг.), Конрад Геснер (1516-1565 гг.), Карол Клузий (1525-1609 гг.), Каспар Баухин (1560-1624 гг.) Теодор Цвингер (1658-1724 гг.), готовили в Европе кадры врачей и агрономов. Обучая своих учеников ботанической науке, лекарственному растениеводству, и приготовлению и использованию лекарственных средств из растений, они способствовали широкому распространению научных знаний, постоянно рекомендовали своим ученикам применять на практике растительные лекарственные средства, проводить опыты и наблюдать природу.
В период развития капитализма в странах Западной Европы по эталону медицинских учреждений бенедиктинских монастырей строились аптеки с аптекарскими садами — огородами. Аптекарские сады сохранялись долго во всех культурных странах Европы. В Шлезвиг-Гольштейн-Дании устав аптеки 1672 года предписывал обязательно иметь при аптеках сады лекарственных трав.

В XVI веке трудоёмкая культура лекарственных растений была хорошо освоена в Европе. Примером этого может служить многовидовая культура лекарственных растений во многих местах Германии. Об этом сообщает уже упомянутый Конрад Геснер в своей книге «de hortis Germaniae», где рекомендует мяту перечную выращивать не семенами, а корневищами и отводками. Культура солодки голой (Glycyrrhiza glabra L.) в местечке Бамберг, начатая ещё при императрице Кунигунде, супруге Генриха II (умер в 1024 г.) достигла к концу XVI века больших объёмов и сильно росла до конца 19 столетия. В XX веке потеряла силу из-за поступления дешёвого зарубежного солодкового корня, особенно из России и Испании. Сокращение выращивания солодкового корня население быстро компенсировало увеличением производства мяты перечной.

Первое основательное руководство по возделыванию лекарственных растений Пирра Белона в переводе с латинского К. Клаузия вышло в Париже 1558 году. Во многих трудах по сельскому и лесному хозяйству, и садоводству того времени большое внимание уделялось культуре лекарственных и ароматических растений.

В странах Западной Европы в середине XVII века выращивали в больших объёмах многие лекарственные культуры: фенхель обыкновенный, майоран садовый, волчец кудрявый, алтей лекарственный, девясил высокий, мелиссу лекарственную, анис обыкновенный, кориандр посевной, валериану лекарственную, солодку голую, дудник (дягиь) лекарственный, марену красильную и другие.

Промышленный подъём и быстро развивающаяся внутренняя и особенно внешняя торговля европейских стран способствовала возникновению целых провинций, специализировавшихся на выращивании и первичной обработке сырья лекарственных, ароматических и пряных растений. Например, в Саксонских рудных горах во второй половине XVIII в. выращивали и перерабатывали лекарственные и ароматические растения в больших объёмах. О горной местности Боккау, писал местный священник и деревенский летописец Кёрнер в 1760 году: «Рудные горы – это печь для дистилляции, в ней богом все лекарственные корни и травы варятся и созревают, и таким образом служат лекарству». Баккарейцы тогда каждый подходящий кусочек земли занимали лекарственными растениями. По Вайссу производство лекарственного сырья и торговля им в Рудных горах более двухсот лет росли и развивались вплоть до 1767 года. Особенно в местах Айбеншток, Соса, Югель, Найдорф, Кроттендорф, в Западной Европе, Танненберг, Иоган Георгдорф, Хундсхюбель, Штюценгрюн, Буркхардгрюн, Штайнхайдель, Траутер, Фридрихсгрюн и Шнееберг. После 1767 года в большинстве населённых пунктов стала свёртываться торговля лекарственным сырьём и изготовление из него лекарств. Только в Боккау, старом центре верхнерудногорной области возделывания, и нескольких соседних населённых пунктах массовая полевая культура лекарственных растений сохранилась до настоящего времени, особенно дягиля лекарственного.

В XVIII веке утвердилось мнение о невыгодности траты денег на импорт сырья лекарственных и ароматических растений из других стран. Поэтому был намечен курс на развитие собственной сырьевой базы. Так, например, Шведская медицинская коллегия предложила в 1741 году привлечь к разработке и внедрению лекарственных культур ведущих учёных – ботаников страны. Среди них известного исследователя природы Карла фон Линея (1707-1778 гг.), занимавшегося многими лекарственными растениями, и, доказавшего возможность возделывания большого количества видов официнальных лекарственных растений. Соответственно этому шведское правительство в 1753 году разработало мероприятия по развитию лекарственного растениеводства.

Лечение травами в средневековой Европе

Несмотря на региональные различия, европейские травяные практики в значительной степени возникли из общего корня классической традиции. Сегодня гербализм становится все более популярным в Европе, и в некоторых странах он широко практикуется как ортодоксальными врачами, так и квалифицированными травниками.

Каждая из основных травяных традиций в мире разработала свои собственные рамки для осознания болезни. В Европе основной моделью для понимания и объяснения болезни была «теория четырех чувств», которая сохранялась и в XVII веке. Он был заложен Галеном (131-201 гг.), Врачом римского императора Марка Аврелия. Гален родился в Пергаме, и часть его медицинской практики заключалась в уходе за гладиаторами города, что давало ему возможность узнать об анатомии и средствах, наиболее подходящих для заживления ран. Он написал буквально сотни книг и оказал решающее влияние на европейскую медицину уже более 1500 лет. До сих пор растительные лекарственные средства иногда называют галениками, чтобы отличать их от синтезированных лекарств.

Теория четырех элементов

Гален развил свои идеи из текстов Гиппократа (460-377 гг.) и Аристотеля (384-322 гг.), которые, в свою очередь, были под влиянием египетских и индийских идей. Гиппократ, расширяясь на ранней вере в то, что мир состоит из элементов огня, воздуха, земли и воды, классифицировал травы как имеющие горячие, сухие, холодные и влажные свойства. Аристотель разработал и одобрил теорию четырех элементов. Согласно теории, в организме существуют четыре основных жидкости — или элемента: кровь, холера (желтая желчь), меланхолия (черная желчь) и мокрота. «Идеальный» человек несёт все четыре в равной пропорции. Однако у большинства людей преобладает один или несколько юморов, что приводит к особым темпераментам или характеру. Например, избыток холеры производил человека холерического типа, который, вероятно, был вспыльчивым, болезненным, амбициозным и мстительным. Гален также считал, что пневма (дух) принимается с каждым вдохом и обрабатывается в теле, чтобы сформировать «витальный дух». Жизнеспособность и здоровье зависели от правильного баланса между четырьмя элементами юмора и четырьмя элементами и правильной связью с Вдохновенная пневма.

Влияние классических травников

Два других классических писателя сильно повлияли на европейскую травяную традицию. Dioscorides (40-90 гг.), греческий римский армейский хирург, написал самую обширную книгу классического мира по травяным лекарствам, De Materia Medica, основанную на наблюдениях почти 600 растений. Плиний Старший (23-79 гг.) Собрал сочинения более 400 авторов в своей «Естественной истории», записав, между прочим, травяные знания того времени. Много традиционных европейских знаний о лекарственных травах происходит от Dioscorides и Pliny. Одна из самых интересных трав, упомянутых обоими, — мандрагора (Mandragora officinarum). Мандрагоры с раздвоенным корнем, напоминающим человеческий облик, приписывали великие магические и целительные силы. Он был рекомендован Dioscorides для многих заболеваний, включая бессонницу и воспаление глаз. С распадом Римской империи в 5-м столетии дебаты о том, как болезнь возникла и как ее следует рассматривать, переместились на Восток. К IX веку исламские медики перевели большую часть работы Галена на арабский язык, и его идеи повлияли на развитие арабской медицины в Средние века, повлияв на Авиценну (980-1037 гг). Позже в средние века работы Галена были переведены на латынь с арабского языка, и в течение 400 лет его идеи господствовали и были прилежно применены в европейской медицинской практике. Даже в 16-м и 17-м столетиях студенты университетских медицинских школ получили академическую подготовку по принципам гуморальной системы, установленной Галеном. Они научились диагностировать дисбаланс юмора и методы восстановления равновесия, прежде всего кровопускание и очищение.

Читать еще:  Какие мочегонные препараты лучше принимать при высоком давлении

Печать и травяная медицина

Лекари в средневековой Европе часто стремились восстановить физический дисбаланс с кровопусканием, чистками и препаратами, вызывавшими рвоту.

Изобретение печати в 15 веке изменило лицо фитотерапии в Европе. До этого времени европейская народная медицина передавалась из поколения в поколение. В то время как некоторые ранние травы были написаны в англосаксонском, исландском и уэльском языках, в большинстве случаев традиция была устно основана.

В последующие столетия травы издавались по всей Европе на разных языках, делая общедоступные каталоги трав и их приложений доступными для широкой публики, а не только для тех, кто понимал латынь. По мере повышения уровня грамотности женщины, в частности, использовали советы в травах для лечения своих семей.

В некоторых случаях печатные травы были написаны врачами и в значительной степени отражали сочинения классических авторов, таких как Диоскорид. В других случаях они основывались непосредственно на непосредственном опыте — английские травы Джона Джерарда (1597) и Николаса Калпепера (1652) — хорошие примеры.

«The Herball» Джона Джерарда явно является работой садовода, а не траволечением, но, тем не менее, является источником информации. Книга включает в себя множество растений, недавно привезенных в Европу исследователями и торговцами.

Culpeper’s English Physitian широко используется в качестве практического справочника с момента его публикации. Это богатое сочетание личного и практического опыта, традиционной европейской медицины и астрологической мысли. Каждой траве назначается «температура», использование в гуморальной системе, правящая планета и знак «звезда». Как и в Dioscorides «De Materia Medica», его достоинства основаны на тщательном наблюдении и обширном опыте использования лекарственных трав.

Иностранные травы и синтезированные лекарственные средства

Растущее использование иностранных трав в XVII веке вызвало бурные споры об относительной ценности местных европейских трав, но для большинства населения это не имело значения, поскольку импортированные травы были значительно выше их ценового диапазона. В конце концов, это создало раскол в фитотерапии. Бедные и сельские жители использовали местные травы, в то время как богатые горожане и аристократы приобретали растения иностранного происхождения, предписанные врачами, подготовленными в университете. К началу 18-го века было импортировано около 70 процентов растительных лекарств, заготовленных европейскими аптекарями. Со временем этот городской травматизм превратился в обычную научную медицину, которая, в свою очередь, отвергла его травяные корни и считала растительные лекарственные средства низшими.

После того, как традиционная медицина установила свою монополию на практику — в большинстве европейских стран к концу XIX века — она ??стала (и во многих случаях по-прежнему остается) незаконной, чтобы практиковать травничество без медицинской сертификации. В Греции традиционные травники, известные как комбоянниты, подвергались гонениям, а само это слово стало оскорблением, означающим «обманщик» или «шарлатан». Во Франции и Италии опытные традиционные травники были заключены в тюрьму за лечение своих пациентов. Возрождение в фитотерапии, которое произошло за последние 40 лет, дает надежду на то, что официальное порицание изменится.

Современные практики

Сегодняшний образ растительной медицины в Европе отличается удивительным разнообразием, но общая нить проходит через различные традиции и практики. Большинство европейских травников используют ортодоксальные методы диагностики, например, для выявления признаков инфекции и воспаления. Тем не менее, большинство из них также пытаются установить широкую целостную картину, помещая болезнь в контекст жизни пациента в целом. Травники затем выбирают растительные лекарственные средства и рекомендуют подходящие диетические и образные изменения, которые позволят самовосстанавливающимся силам организма — современному эквиваленту «жизненного духа» — вновь обрести хорошее здоровье. Восстановление может занять больше времени, чем при обычном лечении, но облегчение обычно выносливо и без побочных эффектов.

Например, больному с язвенной болезнью можно лечить различными травами, такими как таволга (Filipendula ulmaria), немецкой ромашкой (Chamomilla recutita), зефиром (Althaea officinalis) , И смертельная паслена (Atropa белладонна), чтобы успокоить воспаление, поцарапать и защитить внутреннюю оболочку желудка и уменьшить избыточное продуцирование кислоты. Кроме того, практикующие травы также обращаются к плохим диетическим привычкам, плохой осанке и стрессу — которые являются всеми условиями, которые, возможно, подорвали целебную способность организма. Такие проблемы, как эти, устраняются с помощью трав для снятия стресса, диеты, богатой некислотными овощами и фруктами, и физических упражнений.

Популярные травы

В европейской травяной медицине местные травы по-прежнему пользуются большой популярностью. Альпийские растения, такие как арника (Arnica montana) и pulsatilla (Anemone pulsatilla), широко используются в швейцарских, немецких, итальянских и французских травяных лекарствах, в то время как окопник (Symphytum officinale) Хорошо любили в Великобритании. Там также был всплеск спроса на экзотические травы. Китайское дерево гинкго (Ginkgo biloba), улучшающее циркуляцию крови в голове и помогающее памяти, теперь культивируется на обширных плантациях во Франции и уже более 20 лет является бестселлером в Германии.

Европейские традиции и будущее

Продажи внебиржевых лекарственных трав в Европе продолжали расти в течение последних двух десятилетий, хотя причины этого роста сильно различаются.

Возможно, это реакция на чрезмерную зависимость от лечения наркозависимости в традиционной медицине. Разумные советы по здоровому питанию и образу жизни, включая пищевые травы, такие как куркума (Curcuma longa), могут оказаться более полезными, чем традиционно предписанные лекарства, помогая стареющему населению оставаться здоровыми дольше.

Тем не менее, в ряде европейских стран регулярно назначают растительные лекарственные средства, предлагая врачам выбор мягких методов лечения при хронических и более серьезных проблемах со здоровьем. В Германии и Польше растительные лекарственные средства могут использоваться для лечения заболеваний пищеварительного тракта и хронических заболеваний, таких как артрит. Такой подход оставляет обычные лекарственные средства доступными для более острых или серьезных состояний. В отличие от этого, едва известная тенденция заключается в том, что все больше и больше людей выращивают лекарственные растения. Кажется, существует стремление заново открыть магию культивирования и сбора растений и вовлечь их (как пищу и медицину) в повседневную жизнь.

Лекарственное растение известное со средних веков

Магия древних трав

В древние времена, науку «зельеварения» применяли повсеместно, она была главным методом борьбы с недугами. Народные целители до сих пор утверждают, что травы обладают лечебными свойствами, а более 70% растений являются лекарственными. Сегодня же мы просто утратили это знание. Однако одно и тоже растение может как исцелить организм и сознание, так и одурманить его. Какова же волшебная сила растений? …

В недалеком прошлом травы использовались человеком не только в пищу, они были для него единственным лекарством. Сбор трав был особым ритуалом, где каждая деталь имела свое значение — энергетика места, где росла трава, а также время ее сбора. В травах купали младенцев, умывались сами, а отвары пили при болезни. Помимо этого, ими окуривали больного человека и его жилище. С чего же все началось и какие из трав стали самыми знаменитыми?

Древнекитайские летописи описывают две легенды появления этого «корня жизни». Одна гласит о том, что женьшень был колдуном, превратившимся по своей воле в растение, чтобы спрятаться от преследователей. Кстати, опираясь на эту историю, объясняют необычный вид корня женьшеня, напоминающий человеческое тело.

Другая история говорит о том, что данное растение появилось на земле от удара молнии и является внеземным. Как бы оно ни было, но китайцы называют женьшень царем растений, и не просто так.

В древности доступ к этому растению был только у людей «голубых» кровей. Ведь корень женьшеня полностью удалял токсины и яд из организма и помогал значительно продлить жизнь.

Настои этого растения также пользовались особой популярностью у мужчин. Они усиливали не только физическую и умственную работоспособность, но и репродуктивную функцию. Женьшень активизировал все процессы в организме, именно по этой причине чрезмерно увлекаться им не советовали.

Еще одним волшебным растением считался корень мандрагоры. Своим видом он схож с женьшенем, но обладал куда более сильным и в большей степени опасным эффектом. Вокруг растения множество мифов и легенд, часто связанных с темными магами, ведьмами и подобными существами.

Впрочем, ничего удивительного — в Средние века корень мандрагоры так и называли «цветком ведьмы». Считалось, что именно с помощью этого растения человека лишали красоты и разума.

Упоминание о мандрагоровых яблоках, которыми пользовались Лия и Рахиль для зачатия, можно встретить и в Библии. В Греции же мандрагору часто связывали с Афродитой, богиней пробуждающей в людях влечение и любовь.

В медицине растение использовали при различных расстройствах дыхания, а также при лечении язвы желудка. Главным же свойством корня мандрагоры было обезболивающее и снотворное действие. Передозировка могла привести к полному безумию пациента.

Впрочем, листья растения всегда считались безопасными, и обычно их применяли в изготовление мазей с охлаждающим эффектом.

Шамбала, Пажитник или Хельба

Восточные женщины еще в древности разгадали свойства этого удивительного растения. Его применяли как средство, не только омолаживающее организм, но и помогающее решить многие другие женские проблемы. Например, индийские женщины ели поджаренные семена шамбалы для придания округлости формам.

В Древнем Египте растение входило в число приоритетных лечебных средств Клеопатры. Также у египтян специя была одним из главных ингредиентов в составе для бальзамирования. Только называли они волшебное растение хельба

Английский учёный Клебер как то сказал: «Если все лекарства положить на одну чашу весов, а на другую хельбе, то весы уравновесятся». Гиппократ тоже был поклонником данного растения. Пажитником он лечил большинство болезней, а греческие спортсмены употребляли семена хельбы для аппетита и обладания большей силой.

В целом, Шамбала использовалась для питания клеток крови, детородных органов и общего оздоровления организма.

Славяне издревле почитали девясил как траву, корень которого обладал 9 сверхъестественными силами. Однако тибетские врачеватели уверяют, что растение может излечить, как минимум, 99 болезней. К ним относятся заболевания органов дыхания, различные кожные, инфекционные и паразитарные недуги.

В XVII веке в России сухой травой девясила окуривали свои дома, спасаясь от нечистых сил, а в мифах Древней Греции говорится, что растение выросло из слез прекрасной Елены.

Помимо мифов, в 1804 году ученые открыли в девясиле инулин, который сегодня используется для получения фруктозы.

Другое и наверное более привычное название этой травы — конопля. Изначально растение считалось священным и свободно использовалось для изготовления тканей, лекарственных препаратов, масла для освещения и пищи.

В Индии коноплю использовали как хорошее обезболивающее, а в Китае — как сырье для текстильного производства. В сельскохозяйственной культуре конопля играла большую роль.

Например, в России в 1740 году конопля занимала более важное место, чем лес, меха и железо. От русской конопли зависела морская торговля Великобритании и английский флот. По сути, нет такой культуры, которую бы не коснулось данное растение. Однако в 1960 году конопля стала в большей части ассоциироваться с наркотическим препаратом и использоваться как развлечение.

В древности же к любым препаратам, вызывающим помутнения рассудка, прибегали только жрецы или шаманы. Они считали, что галлюциногенные средства помогают им быстрее войти в транс и наладить контакт с миром духов.

К примеру, шаманы Сибири, волхвы и скальды Северной Европы употребляли мухоморы, ацтеки и майя – кактусы.

История использования трав и специй в медицине

Лечение травами и специями уходит глубоко корнями в историю человечества. До появления современной медицины людям приходилось искать лечение своих болезней в растениях. Раньше человек очень хорошо знал особенности терапевтических свойств частей растений, включая их кору, семена, плоды, листья и корни.

До того, как все было записано (или найдено через Интернет), все было основано на инстинкте. Первые люди не могли найти в Google причину своей боли и, конечно, не могли отправиться в библиотеку, чтобы перелистать книгу о травах.

Первые результаты исследований лекарственных свойств растений были в значительной степени обусловлены экспериментами. Эти выводы передавались из уст в уста и, наконец, впервые были записаны тысячи лет назад.

Первое документально подтвержденное использование растений в медицине

Самые старые письменные свидетельства использования растений в качестве лекарственных средств задокументированы на шумерской глиняной плите и датируются примерно 5000 лет назад. Эта плита включала в себя 12 различных рецептов лекарственных препаратов, которые относились к более чем 250 различным растениям. Некоторые из упомянутых растений — мандрагора, мак и белена.

В 2500 году до н.э. император Шень Нун опубликовал книгу Pen T’Sao, которая представляет собой китайскую монографию, посвященную корням и травам. Книга содержит описание 365 различных частей лекарственных растений, включая камфору, женьшень, джимсонскую траву и кору корицы.

Примерно в 1550 году до н.э. написали папирус Эберса. Эта книга включает 800 различных лекарственных средств, состоящих из 700 различных лекарственных растений. Некоторые из включенных растений до сих пор используются в травянистых целях — гранат, алоэ, чеснок, лук, кориандр и можжевельник.

В работах Гиппократа, которые охватывают период с 459 по 370 гг. до н.э., упоминались многие лекарственные растения наряду с их физиологическим действием. Чеснок использовался для борьбы с кишечными паразитами, полынь — для снижения температуры, белена — в качестве наркотика.

Между 371 и 287 гг. до н.э. Теофраст написал книги De Causis Plantarum (этиология растений) и De Historia Plantarum (история растений). Эти книги содержали классификацию более 500 различных лекарственных растений. Теофраст был первым автором, который настаивал на важности постепенного привыкания к воздействию растений, а не слишком быстрого реагирования на них. Эти книги дали ему звание «отец ботаники».

Читать еще:  Лечение закупорки сосудов нижних конечностей народными средствами

Возможно, одной из самых популярных книг по гербализму в истории (которую можно найти и сегодня) является Dioscorides’ De Materia Medica, написанная в 77 году нашей эры. Эта книга содержит 657 лекарств растительного происхождения для лечения широкого спектра заболеваний.

В этой книге ромашка была назначена для заживления мелких ран, петрушка использовалась в качестве мочегонного средства, а различные виды мяты использовались для облегчения головных болей и болей в желудке. [R]

Древние египтяне

В свое время древние египтяне были передовыми практикующими врачами. Хотя они не часто практиковали хирургию, широкое распространение получили массаж, духовное исцеление и травяная медицина. Отчасти это связано с процессом мумификации, который привел к тому, что египтяне привыкли к анатомии и здоровью человека.

Травяные лекарства изготавливались из тмина, фенхеля, граната, алоэ и сафлоры. Многие травяные препараты с этого времени записаны в папирусе Эберса. Египтяне считали, что чеснок и лук повышают выносливость, и оба эти продукта потреблялись в больших количествах.

На самом деле зубчики чеснока были найдены даже в египетских захоронениях. Сырой чеснок часто использовался для облегчения проблем с дыханием, а лук помогал справляться с проблемами пищеварения. Сырой чеснок был также важным дезинфицирующим средством, часто дробленым и добавляемым в смесь уксуса и воды. Затем эту смесь полоскали или наносили на небольшие раны на месте. Многие лекарственные травы также были погружены в вино, а затем потреблялись в качестве перорального лекарственного средства.

Кориандр использовался для облегчения газообразования и правильного пищеварения. Его часто заваривали в чай, чтобы облегчить проблемы с мочевыводящими путями. Семена тмина также считались эффективными в борьбе с метеоризмом и считались стимулятором.

Многие листья лекарственных растений, такие как ива, сикамор или акация, использовались в качестве домашних припасов. Гранат заливали в воду, а затем пили, чтобы устранить ленточных червей, а мандрагору даже представляли как афродизиак. Многие травы, в том числе тимьян, лаванда и мята, использовались в процессе бальзамирования. [R]

Греки и римляне

Древние греки и римляне много внимания уделяли здоровому образу жизни населения. Еда, напитки, физические упражнения, купание и массаж — все это считалось важным для общего благополучия. В книге Гиппократа «О природе человека» говорится, что тело имеет четыре отличительных черты «юмора». Для поддержания оптимального самочувствия считалось, что эти «юморы» требуют идеального равновесия. На это равновесие влияет не только стиль жизни человека, но и климат.

Греки и римляне использовали больше хирургических процедур, чем египтяне. Но все же подчеркивали важность растительных средств. Многие из этих средств были использованы для устранения гуморальных излишеств и варьировались от легкодоступных трав до чрезвычайно экзотических. [R]

Клятва Гиппократа провозглашает обязанности и надлежащее поведение врачей и принимается всеми врачами, начинающими врачебную практику. В настоящее время части клятвы Гиппократа до сих пор используются врачами до начала практики.

Средневековье

В средневековье подавляющее большинство лекарственных средств на основе трав по-прежнему основывалось на греческом представлении о том, что тело состоит из четырех различных «юморов»: желчи, крови, флегмы и черной желчи. Считалось, что дисбаланс этих «юморов» приводит к заболеваниям. Поэтому многие врачи в то время пытались облегчить избыток крови через кровотечение и пиявки.

Галена считают самым влиятельным врачом средневековья. Хотя его знания в области анатомии человека основывались на препарировании животных. Полагают, что его практики препятствовали прогрессу медицины. Однако его работы по греческой медицине были переданы арабами западному миру.

Лекарственные растения были важной частью лечения в средневековье. Большинство монастырей имели лечебный травяной сад. И больные часто ходили в монастырь или аптеку, чтобы получить помощь.

Головные боли часто лечились розами, лавандой или шалфеем. Больные мышцы и суставы лечились комбинацией белены и болиголовы. А лихорадка снижалась при помощи кориандра. Для лечения проблем пищеварения использовали мяту, а проблемы с дыханием лечили окопником и лакрицей.

Во времена Чумы (Черной Смерти) врачи часто носили маски с длинными клювами. Клювы начиняли смесью ароматных трав и специй, таких как роза, мята и камфора. Это было сделано для того, чтобы предотвратить их заражение чумой. [R]

Аюрведическая и древнекитайская медицина

Аюрведические лекарства индийского происхождения и древнекитайская медицина имеют много общего. Эти две формы лечения являются самыми древними из существующих. Хотя вам будет трудно найти врача, готового регулировать «юмор» в вашем теле, вы можете найти практикующих врачей, специализирующихся на аюрведе и традиционной китайской медицине (ТКМ).

Обе эти системы медицины в большей степени ориентированы на пациента, чем на болезнь. Вместо того, чтобы фокусироваться на одном конкретном симптоме, эти формы медицины рассматривают тело в целом. Вместо того, чтобы «лечить» болезнь, Аюрведа и ТКМ укрепляли общее здоровье и благополучие.

Обе они известны как целостные формы исцеления. Целостное лечение рассматривает общую картину, а не только отдельные симптомы. И аюрведа, и ТКМ сосредоточены на связи разума, тела и духа для укрепления здоровья.

Несмотря на то, что эти системы в какой-то мере отличаются друг от друга, используемые для лечения травы похожи. В аюрведической медицине корица используется для улучшения здоровья пищеварения и облегчения расстройств желудка. В ТКМ корица используется для облегчения боли при менструации, лечения диареи и расстройств пищеварения.

Ашваганда является важной травой в аюрведической медицине и используется для лечения широкого спектра заболеваний. В ТКМ женьшень — это трава, используемая для лечения широкого круга заболеваний. [R]

Заключение

Многие травы, которые использовались в медицине в древние времена, до сих пор используются для лечения тех же симптомов. Хотя некоторые древние методы лечения сомнительны, сами растения не изменились.

Мяту все еще можно использовать для облегчения пищеварения, а ромашку — для заживления ран. Поэтому, вместо того, чтобы искать новые лекарства, мы можем оглядываться назад, чтобы вылечиться.

История поиска лекарственных растений

Использование полезных и в первую очередь съедобных и лекарственных растений основано на практическом опыте, накопленном в течение многих тысячелетий. В пище первобытного человека растительная пища — клубни, луковицы, коренья, листья и плоды окружавших его растений — занимала значительное место. Помимо знаний, передаваемых из поколения в поколение, некоторые полезные растения человек узнавал, наблюдая за поведением диких зверей — оленей, медведей, зубров, лосей, а затем и домашних животных — кошек, собак. Известно, например, что обитающий в горах Алтая медведь питается десятками видов разных растений. Лось употребляет в пищу более 200 видов.

Природа была не только источником продуктов питания, но и первым целителем, к ней обращался первобытный человек, стремясь найти избавление от болезней. Арсенал полезных растений, обнаруженных эмпирическим путем, пополнялся и в результате наблюдений за дикими больными и ранеными животными, инстинктивно разыскивающими и поедающими несвойственные для их рациона растения.

Недавно введенное в научную медицину лекарственное растение левзея, или маралий корень, было вначале испытано алтайскими охотниками, заметившими, что маралы отыскивают и поедают корни этого растения в период гона. Известное всем сердечное средство валериану когда-то находили с помощью кошек. В средние века валериану называли «кошачьим корнем» или «мауном».

Древний человек, не зная химического состава и особенностей биологии растений, приписывал им сверхъестественную силу, нередко создавал легенды о чудесных травах: цветах папоротника, «одолень-траве» — белой кувшинке, «чертогоне» — скабиозе, «царе зелья» — куроне, «корне жизни» — женьшене, «богородской травке» — чабреце. Болезни же приписывали проискам «нечистой силы».

Постепенно складывалась народная медицина — сумма знаний о лечении различных заболеваний растительными средствами, найденными на основе многовекового практического опыта. Прежде всего, это коллективный опыт охотников, пастухов и земледельцев, испытавших на себе действие различных растительных препаратов, перепробовавших все растения своих лесов, болот, степей и полупустынь в поисках лекарственных средств.

Нередко за познание свойств растений и правильной дозировки человек расплачивался здоровьем, а иногда и жизнью. Не случайно большинство ядовитых растений названо «волчьими», так как отрицательная оценка концентрировалась на фигуре волка — старинного врага пастушеских и земледельческих народов.

Среди «ведунов» и «знахарей», занимавшихся лечением лекарственными травами, было немало выдающихся природоиспытателей и искусных врачей. В то же время знания служили средством подчинения соплеменников и тщательно скрывались от непосвященных под покровом таинственности и вымыслов.

Археологические исследования показали, что уже 5000 лет назад на юге Сибири люди пользовались лекарственными травами. На Алтае в курганах вождей и военачальников встречаются остатки засушенных растений: конопли, полыни, кориандра, а также специальная посуда для растирания и варки лекарственных трав.

В древнеславянском городе Бискупин, существовавшем почти 2500 лет назад, обнаружено около 20 лекарственных растений: валериана, водяной перец, первоцвет, репешок, зверобой, белена, можжевельник, лабазник вязолистный, паслен сладко-горький, спорыш, крапива, фиалка трехцветная, льнянка, коровяк, шишки ольхи, почки сосны, дубовая кора.

Еще больше сведений о лекарственных растениях найдено в памятниках культуры Ассирии, Вавилона, Египта, Греции, Рима, Индии и Китая. Так, в древнеегипетском папирусе Эберса, датированном .1570 год до нашей эры, приведены рецепты лечения многих болезней, причем лекарства, состоявшие из большого числа ингридиентов, включали значительное количество растений — алоэ, белену, клещевину, мяту, анис, морской лук. Древние египтяне уже классифицировали растения по фармакологическому действию (слабительные, рвотные, отхаркивающие, противогнилостные).

Наиболее важные сведения о лекарственных растениях, применявшихся в древней Индии, имеются в медицинской книге «Яджур-веда» («Наука о жизни»). В дошедших до нас разъяснениях и переработках этого труда, выполненных индийским врачом Чарака (1 век нашей эры), упоминается 500 лекарственных растений.

В дополнениях, сделанных в VII-VIII веках, приведено уже более тысячи видов, из которых многие получили широкую известность в средневековой Европе как пряности (гвоздика, сенна, корица, кротон, куркума, кардамон, кемферия, мускатный орех, ороксил, черный перец, сахарный тростник), продовольственные культуры (рис, батат), тропические плоды и сильнодействующие лекарственные яды (чилибуха, или стрихниновый орех). С индийской медициной связано применение знаменитой раувольфии, препараты которой (например, резерпин) широко применяются современной медициной.

Много лекарственных растений было известно древним народам Юго-Восточной, Центральной и Северной Азии.

Народы и племена Дальнего Востока самобытно использовали десятки целебных растений — плоды и листья лимонника, плоды актинидий, лотос, корни женьшеня, солодку, листья подорожника.

Народности Южной Сибири в лечебных целях широко применяли луковицы даурской и кудреватой лилий (саранки), кандыка, зопника, отвары ивовой коры, желтую акацию (гороховник), корни шиповника, пиона, бадана, гвоздики, стебли и листья черемши, лиственничную губку. О лечебных свойствах последней есть указания в древнегреческой и римской литературе (у Диоскорида, Плиния, Галена). В средние века в Европе лиственничная губка «из Агарии» считалась важнейшей составной частью, так называемого эликсира жизни.

Описания действия многих растений встречаются в трудах древнегреческих ученых — Гиппократа, Пифагора, Теофраста, Аристотеля, Диоскорида. Великий греческий врач Гиппократ, живший более чем 300 лет до нашей эры, знал свыше 200 видов лекарственных растений. Он впервые создал стройное учение о причинах возникновения болезней и методах их лечения. Одно из основных положений его учения было утверждение, что целебными свойствами обладают все части растения и нужно использовать его полностью, в натуральном виде или в виде сока, не нарушая сочетаний веществ, созданных природой.

Ученик Аристотеля Теофраст систематизировал накопленные сведения о 500 видах растений, подразделив их на деревья, кустарники и травы, и дал довольно подробное описание их и характеристику действия. Поэтому нередко Теофраста называют «отцом ботаники». Последователем Теофраста был врач Диоскорид, оставивший описание 600 видов лекарственных растений. Его сочинение «Материя медика», или «О лекарственных средствах», несколько столетий было настольным руководством для врачей и фармакологов ряда стран.

Римские ученые Плиний Старший, Цельс и особенно Клавдий-Гален обобщили в своих трудах опыт применения лекарственных трав. Гален (131-201 годы нашей эры) знал свыше 300 лекарственных растений, 80 животных объектов и 60 минералов. Его перу принадлежит около 400 сочинений по разным вопросам естествознания и философии, половина которых посвящена медицине.

В противоположность Гиппократу Гален считал, что в лекарственных растениях заключены два начала — действующее и бесполезное или даже вредное для человека, от которого нужно избавиться. Он установил весовые и объемные соотношения при изготовлении настоев, отваров и экстрактов из целебных растений. Извлечения из лекарственного растительного сырья быстро завоевали популярность в европейской медицине и впоследствии получили название галеновых препаратов, сохранившееся до наших дней.

В древней Руси обычными лекарственными средствами были: полыни, крапива, хрен, подорожник, листья мяты, рябина, можжевельник, чемерица, редька, чеснок, лук, черемуха, кора дуба и ясеня, листья и сок березы.

Помимо местных, на Руси употребляли и некоторые иноземные растения, привозимые из Греции, Индии и других стран. После принятия христианства в Киевскую Русь стали поступать византийские рукописи, содержащие ценные сведения о лекарственных растениях.

Особенно интересна сельскохозяйственная энциклопедия X века «Геопоники», посвященная византийскому императору Константину VII Багрянородному (издана в 1960 году АН СССР на русском языке). В ней собраны любопытные ботанические, медицинские и историографические сведения.

Наряду с разнообразными практическими советами по садоводству, земледелию и животноводству в ней дана характеристика лечебного действия многих растений — различных овощных, а также дикорастущих: бессмертника, вяза, боярышника, девясила, дельфиниума, ивы, крапивы, сосны, лилии, люпина, лютика, мальвы, мандрагоры, мелиссы, можжевельника, молочая, мяты, нарцисса, ольхи, осоки, полыни, спаржи, сусака, тимьяна, тмина, фиалки, цикория, цикуты, чемерицы, щавеля.

Среди овощных особым вниманием пользовались капуста, редька, тыква, свекла, укроп, кориандр, чеснок, огурцы, пастернак, салат. Например, капусте приписывали большое значение: «Если отварить капусту, растереть ее, положить опять в ту воду, в которой она варилась, и, остудив, смазать этим раны свежие и старые, а также опухоли, то боль проходит. Подагру и артрит лечат отваром из капусты; в него кладут ячной муки, кориандра, руты, немного соли и прикладывают это к больному месту. Капуста так питательна, что дети, которые ее едят, скорее растут. Отваленная и съеденная в чистом виде перед едой капуста прочищает голос и бронхи. Если съесть ее в сыром виде, то она прекращает бессонницу и страшных снов не будет. »

Читать еще:  Капотен не помогает

В Древнерусском «Изборнике» великого князя Святослава Ярославовича, переведенном с греческого языка в 1073 года, перечислен по месяцам здоровый рацион питания, включающий репу, капусту. Среди лекарств упоминается полынь, белена, болиголов.

Из знатоков лекарственных растений в те времена пользовалась большой известностью внучка Владимира Мономаха Евпраксия Мстиславна (1108-1180 годы), прозванная Добродеей. Живя в Киеве, она собирала и изучала травы и коренья, лечила ими больных. Выйдя замуж за сына византийского императора (и приняв имя Зои), она написала медицинское руководство «Алимма» («Мази»), в котором описала способы приготовления лекарств из растений.

Врачеватели обменивались иноземными травами и получали их от купцов. Так, первый русский путешественник, посетивший Индию, тверской купец Афанасий Никитин (XV век), описавший свои странствия в книге «Хождение за три моря», сообщил об индийских пряностях и лекарствах. Многие лекарственные растения упоминает крупный арабский путешественник Ибн-Батута, побывавший в Индии, Китае и южной части Руси.

Большое значение в развитии древней, а затем средневековой медицины сыграла Салернская медицинская школа (Кампания), развивавшая лучшие традиции античной медицины и впитавшая в себя достижения арабской. Уже в IX веке здесь существовала корпорация врачей «Гиппократова община», объединившая лучших врачей того времени. Ими были созданы практические руководства «Антидонарий», включавший описание 60 лекарственных растений, и «Пассионарий» — о диагностике заболеваний.

В XII веке Салерно стал знаменитым медицинским центром Европы. Особенностью школы был ее светский характер. В мрачную эпоху господства инквизиции и средневекового мракобесия школа проповедывала идеи, далекие от религиозной схоластики. Среди ее преподавателей были женщины, в том числе и хирурги. Ученые Салерно близко подошли к мысли о существовании болезнетворных микробов: им было известно, что заражение происходит не только от контакта с больным, но и от прикосновения к его вещам.

В Салернской школе впервые были использованы химические методы изготовления лекарств. Среди выдающихся работ салернских ученых достойное место занимает медико-ботаническая поэма «О свойствах трав», где описано фармакологическое действие 77 растений. Автором ее был, очевидно, врач, так как поэма являлась практическим руководством для лечения многих болезней.

В XIV веке крупнейший философ, алхимик и врач Арнольд из Виллановы (около 1235-1311 гг.) написал знаменитый «Салернский кодекс здоровья» — медицинское кредо школы в области диетического питания, гигиены и профилактики заболеваний. По мнению советских ученых Н. Терновского и Ю. Ф. Шульца, «салернские предписания для сохранения здоровья не утратили своего значения и во многом соответствуют современным гигиеническим и диетическим требованиям».

Однако в эпоху средневековья первенство в развитии медицины перешло к арабам. Обширные сведения о лекарственных растениях, используемых разными народами, содержат труды врачей средневекового арабского государства. Среди них наибольшей известностью пользовался «Канон врачебной науки» выдающегося таджикского ученого Абу-Али-Ибн-Сины, жившего в Бухаре в X-XI веках (980-1037 годы). В Европе он известен больше под именем Авиценны. «Канон врачебной науки» на русском языке издан в 1954-1960 годах в Ташкенте. Характеристике лекарственных растений посвящен второй том (всего шесть) «О простых лекарствах».

В трудах Ибн-Сины красной нитью проведено изречение: «Три орудия есть у врача: слово, растение, нож». Он описал применение свыше 700 видов растений, знаменитое мумие и ряд препаратов животного и растительного происхождения, собрал воедино и систематизировал медицинские знания того времени, обогатив их собственными наблюдениями. Сочинение Ибн-Сины в 1437 году было переведено на латинский язык и выдержало 30 изданий. В течение нескольких веков оно служило руководством для европейских врачей и фармацевтов.

Лекарственные растения в медицине прошлых лет

С давних времён человек был окружён богатым и разнообразным миром растений. При проведении археологических раскопок обнаруживается всё новая информация о применении древними народами разнообразных растений в лечебных целях.

Факты про использование лечебных свойств растений можно обнаружить в памятниках древнейшей культуры – греческой, санскритской, китайской, латинской, европейской.

Древний Египет

Большой объём информации о применении лекарственных растений был получен во время изучения папируса «Книга приготовления лекарств для всех частей тела», который нашёл Георг Эберс. В записях, сделанных на папирусе, имелись рецепты, применяемые древними египтянами при лечении множества заболеваний.

Скорей всего, данные о целебных растениях египтяне позаимствовали у вавилонян и ассирийцев, и большая часть трав в их обиходе применялась под вавилонскими названиями. В Египте активно использовали душистые масла, смолы, бальзамы. Уже тогда были широко известны лечебные свойства подорожника, алоэ, можжевельника и большого числа других растений.

В Ниневии, на глиняных табличках из древней библиотеки ассирийского царя Ассурбанипала (около 660 г. до н.э.), написанных клинописью, имеются описания лекарственных растений и указаны заболевания, при которых они применяются, а также способы их употребления.

Древний Китай

В письменных источниках древней медицины Китая тоже имеется множество упоминаний челвеческих заболеваний. Медиками из Китая заметное место в медикаментозной терапии уделялось женьшеню и пантам из оленьих рогов.

В 2600г до н.э. в Китае была создана первая книга про лечебные травы. Известный в те времена врач Ли Ши-чжень (1522-1596) в своём труде «Основы фармакологии» подробно описал более чем 1500 средств, получаемых из лекарственных растений. Данная книга и в настоящее время не утратила своего значения, имеется множество переводов её на другие языки планеты.

Древняя Индия

Для медицины древней Индии были характерны религиозно-кастовые особенности. Врачи полагали, что причина большинства заболеваний — порча «соков организма«. При лечении рекомендовались рвотные и др. средства, кровопускания.

В практике древнеиндийских врачей применялось около 750 лекарств. Причём бОльшая часть из них была растительного происхождения. В своё время многие индийские растения (прежде всего, пряности) завозили в Римскую империю.

Многие виды растений Индии прочно вошли в практику европейской медицины — раувольфия, чилибуха и др.). Как говорится в одной из заповедей древнебуддийской медицины «Если посмотреть вокруг взглядом врача, ищущего лекарственные средства, то можно сказать, что мы живём в мире лекарств… Нет в мире вещества, которое не годилось бы в качестве лекарства».

Арабские страны

«Канон врачебной науки» в 5 томах, который написал знаменитый представитель арабской медицины Абу Али Ибн Сина, содержит описание примерно 900 видов лекарственных трав и растений и методов их использования.

Античный мир

Своё развитие научная медицина начинает со времён Гиппократа (460-377 гг до н.э.) — известного врачевателя Древней Греции. В своей врачебной практике Гиппократ активно использовал растительные препараты.

Ряд из них был, очевидно, позаимствован из египетской медицины. Гиппократ описал более 200 видов растений, которые признавались медициной Древней Греции как лечебные средства.

Древнеримскому врачу Авлу Корнелию Цельсу принадлежит первое медицинское сочинение в виде энциклопедии, или лечебника — окончание I века до н.э. — начало I в н.э. В 8 книгах «О медицине» Цельс сделал обобщение всей медицинской литературы тех времён — от «Яджур-веды» врача древней Индии Сушрута и до книг Асклепиада.

В трактате Цельса большое место отводится лекарственным травам и растениям, описаны используемые тогда методы лечения разных болезней, имеются рекомендации в использовании некоторых растений.

В книгах Цельса можно найти не только ботанические описания мака, дёгтя, винных ягод, тмина, подорожника, но и способы их врачебного использования на практике. Причиной некоторых заболеваний Цельс считал изменения внутренних органов. Он отошёл от метафизических думствований Гиппократа о «смешении соков организма».

В середине 1-го столетия новой эры врачом римской армии Диоскоридом был составлен обширнейший травник, который включал в себя бОльшую часть их известных в то время лекарственных растений (около 500 видов). Данный труд являлся не только травником, но и неким сводом фармации и фармакологии тех времён.

Автором нового учения о лекарственных растениях был известный врач и фармацевт античности Клавдий Гален (131-210 гг. н.э.). Он написал 200 трудов по медицине.

Самое большое значение имеют 2 травника Галена, которые сыграли важную роль в медицине всего Старого Света. Они многократно переводились на арабский, персидский, сирийский, латинский и древнееврейский языки.

Автор хорошо знал действие лекарств из трав и растений, являлся одним из инициаторов стандартной технологии получения лечебных препаратов (экстракты, настойки и другие лекарственные формы) из лекарственного сырья. Сейчас их называют галеновыми препаратами и в наше время они также имеют большое практическое значение для медицины.

В IV веке был написан самый известный из латинских травников, составитель которого Апулей, о личности которого практически ничего не известно. Данный травник был настолько популярен, что при появлении в Европе книгопечатания, стал одной из первых печатных книг.

Средние века

В IX и X веках появились первые переводы травников Галена, Апулея и Диоскорида на языки Европы того времени – итальянский, старонемецкий, староанглийский, старофранцузский. Позднее появились оригиналные европейские травники – в XV и XVI веках, причём изложенные в них сведения в значительной степени позаимствованы из латинских и греческих травников.

Лекарственные растения в медицине Древней Руси

В Древней Руси применению лекарственных растений всегда уделяли большое внимание. Пример этому – памятник древнерусской культуры 1073 года: «Изборник Великого князя Святослава Ярославовича». В данной рукописи изложены описания растений, используемых в те времена на Руси при получении лекарственных средств. В Древней Руси важную роль в развитии искусств врачевания играли женщины.

Скифия — нынешнее Черноморское побережье — всегда славилось своими многочисленными лекарственными травами. Гиппократ, побывавший там, сообщал о прекрасных лекарствах из понтийской абсинтии (полыни), скифского корня (ревеня), ирного корня (аира) и других.

Феофраст многократно упоминал в своих трудах скифскую траву, которая активно применялась при лечении ран и порезов. Раскопки поселений и курганов говорят об использовании древними славянами лекарственных растений, включая ядовитые виды.

С развитием торговли и ремесла на Руси появляется новая профессия – «лечцы». Уже в те времена в Киеве, Новгороде при княжеских дворах трудились врачи – Иоанн Смер, Агапит, Пётр Сиранин и др. Знания о медицине и практические навыки передавались из поколения в поколение.

Сохранён экземпляр русского лечебника под названием «Мази», составленный Евпраксией — внучкой Владимира Мономаха. Особый интерес для врачей представляет 4 глава этого труда, посвящённая «наружным» болезням с включением болезней полости рта. Данная рукопись стала первым в Европе крупным обобщением информации, которая касалась профессиональной и клинической медицины, и автором которой была женщина.

Чтобы вылечить наружные и внутренние заболеваня, «лечцы» на Руси советовали прикладывать свежие растения к поражённому участку или употреблять их внутрь (к примеру, использовали лён, подорожник, горчицу, капусту, орешник или их соки).

Вместе с растительными лекарственными препаратами русский народ с древних времён использовал в лечебных целях мёд. Его назначали в естественном виде или в смесях с маслом, отваром трав, уксусом, печёным луком и другими ингредиентами.

Позднее на Руси появились печатные травники и лечебники. В основном они являлись переводами с итальянского, польского, немецкого языков. Один из них — травник Фалимиржа «О травах и их действии». Сравнив эту книгу с русскими рукописными травниками и лечебниками, можно найти много общего.

Царская Россия

В России были сильно распространены переводные рукописные травники, которые назывались вертоградами («вертоград» –цветник, огород, сад), с многочисленными описаниями растений и лекарственных препаратов, приготовленных из них. Среди переводных медицинских рукописей XVII – XVIII веков можно отметить «Прохладные вертограды», в которых содержится более краткая, чем обычно, информация про растения.

Новый интерес к изучению лекарственных ресурсов России и применению растений в медицине появился в России после реформ Петра I. По его приказу в 1713 г.во всех крупных городах при военных госпиталях были созданы казённые аптеки и базы для них, называемые аптекарскими огородами. «Санкт-Петербургский аптекарский огород» затем превратился в Ботанический сад.

Заготавливали растительное лекарственное сырьё по всей Восточной России и Сибири, а также на Украине и Белоруссии. Но всё же лекарственная флора России те годы изучалась ещё не достаточно активно. Создано было лишь несколько слаборазвитых фармакохимических лабораторий.

Значительно позднее изучение растительных ресурсов и флоры в России получило большее развитие. Академией наук был создан ряд научных экспедиций в разные уголки России. В печать начали выходить «Дневные записи путешествия доктора и адъюнкта Академии наук Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства». Он описал немалое число лекарственных растений, обитающих в России.

Польза от фитотерапии и народных средств лечения была описана в медико-топографических изложениях, в трудах Вольного экономического, Сельскохозяйственного и Русского географического обществ.

Вольное экономическое общество стало первой организацией по распространению в России полезной для земледелия и промышленности информации, в одном из их журналов было помещено более 700 статей, в которых описаны лекарственные растения, употребляемые в народной медицине.

В 1798 открылась Петербургская медико-хирургическая академия, ставшая центром по изучению лекарственных растений. Учёные С.П. Боткин, Г.А. Захарьин и иныенастаивали на изучении действующих веществ и проведении проверок в клиниках средств народной медицины. Окончание XIX века и начало XX ознаменовались заметными достижениями в сфере синтеза новейших химических препаратов, из-за этого применение растительных препаратов сократилось.

Новое время

После Октябрьской революции было принято решение о создании фармацевтической промышленность на собственном сырье России, укреплении и развитии растительной сырьевой базы с учётом потребностей сети аптек и экспорта.

В 1921 г. в РСФСР Советом Народных Комиссаров издали специальный декрет по культуре и сбору лекарственных растений. В 1930 г. в некоторых районах страны были созданы специализированные крупные опытные станции для выращивания лекарственных растений (Могилёв, Битца, Ольгино, Лубны, Сухуми и пр.). С 1931 г. над ними взял контроль Всесоюзный научно-исследовательский институт лекарственных растений (ВИЛР), в нём сконцентрировалась научно-производственная деятельность по изучению лекарственного растениеводства.

ВИЛР стал центром растениеводческих, ботанических, фармакологических и химических исследований новых видов лекарственных растений и создания фитопрепаратов.

В наше время также продолжается изучение фитотерапии. Качественное изучение лекарственного сырья растений дало начало внедрению в медицинскую практику ряда особо эффективных лечебных препаратов, таких как лютенурин из кубышки жёлтой, секуренин из секуринеги ветвецветной, сапарал из аралии маньчжурской, фловерин из вздутоплодника мохнатого, стефаглабрин и гиндарин из стефании гладкой, сангвиритин из маклеи мелкоплодной и многие другие.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector