1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Общее понятие об ад

Понятие об артериальном давлении и пульсе.

Кровяное (артериальное) давление— это давление крови на стенки кровеносных сосудов организма.

Измеряется в мм рт. ст.

В различных отделах сосудистого русла кровяное давление неодинаково: в артериальной системе оно выше, в венозной — ниже.

Так, например, в аорте кровяное давление составляет 130-140 мм рт.ст., в легочном стволе — 20-30 мм рт.ст, а в крупных венах может быть даже отрицательным, т.е. на 2 мм рт.ст. ниже атмосферного.

Величина кровяного давления зависит от трех основных факторов:

1) частоты и силы сердечных сокращений;

2) величины периферического сопротивления, т.е. тонуса стенок сосудов, главным образом артериол и капилляров;

3) объема циркулирующей крови.

Различают систолическое, диастолическое и пульсовое давление.

Систолическое (максимальное) давление — это давление, отражающее состояние миокарда левого желудочка.

Оно составляет 100-130 мм рт.ст.

Диастолическое (минимальное) давление –этодавление, характеризующее степень тонуса артериальных стенок.

Равно в среднем 60-80 мм рт.ст.

Пульсовое давление — это разность между величинами систолического и диастолического давления.

Пульсовое давление необходимо для открытия полулунных клапанов аорты и легочного ствола во время систолы желудочков.

Равно 35-55 мм рт.ст.

Величину АД можно измерить двумя методами: прямым и непрямым.

1) При измерении прямым, или кровавым, методом в центральный конец артерии вставляют и фиксируют стеклянную канюлю или иглу, которую резиновой трубочкой соединяют с измерительным прибором. Этим способом регистрируют АД во время больших операций, например, на сердце, когда необходим постоянный контроль за давлением.

2) В медицинской практике обычно измеряют АД непрямым, или косвенным (звуковым), методом Н.С.Короткова (1905) при помощи тонометра Д.Рива—Роччи.

Измеряют АД на плечевой артерии, при этом манжетку накладывают на плечо, фонендоскоп прикладывают в область локтевого сгиба и нагнетают в манжетку воздух до 200 мм рт.ст. При нагнетании воздуха в манжетку сдавливаются мягкие ткани плеча и плечевая артерия. Затем с помощью винта начинают понемногу выпускать воздух. При этом можно прослушать I тон – обусловленный появлением тока крови в плечевой артерии и затем тон пропадет – это будет II тон (диастолический).

На величину АД оказывают влияние различные факторы:

— место измерения (правая или левая рука)

— физические и эмоциональные нагрузки и т.д.

Единых общепринятых нормативов АД для лиц различного возраста нет, хотя из­вестно, что с возрастом у здоровых лиц АД несколько повышается.

Нормальными величинами АД следует считать:

максимального — в возрасте 18-90 лет в диапазоне от 90 до 150 мм рт.ст., причем до 45 лет — не более 140 мм рт.ст.;

минимального — в этом же возрасте (18-90 лет) в диапазоне от 50 до 95 мм рт.ст., причем до 50 лет — не более 90 мм рт.ст.

Верхней границей нормального АД в возрасте до 50 лет является дав­ление 140/90 мм рт.ст., в возрасте после 50 лет — 150/95 мм рт.ст.

Нижней границей нормального АД в возрасте от 25 до 50 лет является давление 90/55 мм рт.ст., до 25 лет — 90/50 мм рт.ст., свыше 55 лет — 95/60 мм рт.ст.

Для расчета идеального (должного) АД у здорового человека любого возраста может быть использована следующая формула:

Систолическое АД = 102 + 0,6 х возраст;

Диастолическое АД = 63 + 0,4 х возраст.

Повышение АД свыше нормальных величин называется гипертензией, понижение — гипотензией. Стойкие гипертензия и гипотензия могут свидетельствовать о патологии и необходимости медицинского обследования.

Артериальным пульсом называют ритмические колебания артериальной стенки, обусловленные систолическим повышением давления в ней.

Пульс определяют путем пальпации лучевой артерии в нижней трети предплечья, где она расположена поверхностно.

Основные признаки пульса:

1) частота — число ударов в минуту;

2) ритмичность — правильное чередование пульсовых ударов;

3) наполнение — степень изменения объема артерии, устанавливаемая
по силе пульсового удара;

4) напряжение — характеризуется силой, которую нужно приложить,
чтобы сдавить артерию до полного исчезновения пульса.

Пульс можно прощупать в тех местах, где артерия близко прилежит к кости.

Такими местами являются:

для лучевой артерии — нижняя треть передней поверхности предплечья,

для плечевой артерии — медиальная поверхность средней трети плеча,

для общей сонной артерии — передняя поверхность поперечного отростка VI шейного позвонка,

для поверхностной височной артерии — височная область,

для лицевой артерии — угол нижней челюсти кпереди от жевательной мышцы.

Пульс имеет большую диагностическую ценность в медицине. Так, например, опытный врач, надавливая на артерию до полного прекращения пульсации, может довольно точно определить величину пульса. При заболеваниях сердца могут наблюдаться различные виды нарушений ритма — аритмии. При облитерирующем тромбангиите («перемежающейся хромоте») может наблюдаться полное отсутствие пульсации на тыльной артерии стопы и т.д.

Глава 1. Адаптация понятие, этапы, критерии, медицинские аспекты

1.1. Общее понятие об адаптации

Понятие адаптации, в его наиболее широком определении означает соответствие между живой системой и внешними условиями, причём адаптация — это и процесс, и результат, то есть определённая организация. С физиологической точки зрения, адаптация — это перестройка внутреннего динамического стереотипа в зависимости от изменения внешних условий.

И.П. Павлов считал, что внешние условия жизни, внешняя среда есть внешний стереотип. «При изменении обычного образа жизни, — отмечал И.П. Павлов, — при прекращении привычных занятий возникают нарушения старого динамического стереотипа и трудности установки нового» [13].

Адаптация (приспособление) — это процесс активного взаимодействия организма со средой. И животные и человек приспосабливаются к той или иной среде обитания: рыбы — к воде, птицы — к воздуху. Человек — к существованию в определенных климатогеографических условиях. Это биологическая адаптация. Но, в отличие от животных, человек должен обладать способностью приспосабливаться и к социальным условиям, поскольку любая социальная среда требует от него адекватных форм поведения (школа, работа, отдых, и т. д.), т. е., помимо биологической, человек способен к социальной адаптации [13].

Важнейший вклад в разработку понятия адаптации внёс Жан Пиаже.

Адаптация (от лат. adaptatio — приспособление), по Ж. Пиаже, обеспечивает равновесие между воздействием организма на среду и обратным воздействием среды или, что одно и то же, равновесие во взаимодействии субъекта и объекта.

Именно Ж. Пиаже в своей концепции впервые стал рассматривать взаимоотношения человека с социальной микросредой как гомеостатическое уравновешивание, перенеся понятие гомеостаза с организма на личность.

В работах отечественных психологов теория адаптации получает своё дальнейшее развитие. Так, А.Н. Леонтьев, обращаясь к концепции Ж. Пиаже, возражал против «безоговорочного, без надлежащего анализа» распространения понятия гомеостаза (в значении «приспособление») на онтогенетическое развитие человека. Действительно, человеческое приспособление к условиям существования принципиально отличается от приспособительного поведения животных, обладает большей гибкостью и изобретательностью. Процесс адаптации человека к действительности происходит под контролем сознания [18].

Причём каждый человек в силу своих индивидуальных психологических особенностей (тип нервной системы, жизненный опыт и т.д.) имеет индивидуальные приспособительные механизмы, а, следовательно, и свой тип адаптации.

В понимании сущности адаптации человека к новым условиям в отечественной психолого-педагогической литературе наметилось несколько основных подходов. Д.А. Андреева считает, что «адаптация означает приспособление, приноровление индивида к новым условиям, вживания в них».

Б.Г. Рубин, Ю.С. Колесников определяют это понятие как «процесс активного овладения социальными ролями» [18].

Здоровье человека во многом определяется уровнем его адаптивности — врожденной и приобретенной способности к приспособлению ко всему многообразию жизни при любых условиях. Есть высоко-, средне и низко адаптивные люди. Врожденные основы адаптивности — это инстинкты, темперамент, конституция тела, эмоции, врожденные задатки интеллекта и способностей, внешние данные и физическое состояние организма. Уровень адаптивности повышается или понижается под воздействием воспитания, обучения, условий и образа жизни [13].

В результате адаптационных процессов в детстве складываются основные мотивационные, инструментальные и стилевые черты личности. Первые относятся к интересам человека, к тем целям и задачам, которые он перед собой ставит, к его основным потребностям и мотивам поведения. Инструментальные черты включают предпочитаемые человеком средства достижения соответствующих целей, удовлетворения актуальных потребностей, а стилевые касаются темперамента, характера, способов поведения, манер [13].

Адаптированность — уровень фактического приспособления человека, уровень его социального статуса и самоощущения, удовлетворенности или неудовлетворенности собой и своей жизнью. Человек может быть гармоничен и адаптирован, либо дисгармоничен и дезадаптирован. Дезадаптация — всегда психосоматическая (и души, и тела) и протекает в трех формах; невротической (неврозы), агрессивно-протестной и капитулятивно-депрессивной (психосоматические заболевания и нарушения поведения). Адаптивность зависит от индивидуальных особенностей личности ребенка. В индивидуальные особенности входят такие психологические свойства личности, как: способности, темперамент, эмоциональность.

В тоже время адаптивность человека обеспечивается эволюционно отобранными целесообразными врожденными способностями его натуры [13].

3.3. Понятие об артериальном давлении.

Артериальное давление – давление, которое оказывает кровь на стенки сосудов.

Кровяное давление в нормальных условиях постоянно. Во время систолы желудочков оно более высокое, чем во время диастолы. Поэтому различают максимальное, или систолическое давление, и минимальное, или диастолическое. Различают ещё пульсовое давление разность между максимальным и минимальным давлениями.

Измерение артериального давления производят аппаратом Риво-Роччи или тонометром на плечевой артерии.

У взрослого человека максимальное давление равно 110-120 мм рт.ст., минимальное 60-80 мм рт.ст. У детей кровяное давление ниже: у новорождённого – 70/34 мм рт.ст., у ребёнка 9-12 лет – 105/70 мм рт.ст. У людей пожилого возраста кровяное давление несколько повышается. Во время физической нагрузки наблюдается повышение кровяного давления, во время сна — понижение.

При заболеваниях, связанных с нарушением кровообращения, величина кровяного давления изменяется. В одних случаях оно повышается — гипертония, в других – понижается (гипотония). Повышение давления наблюдается при гипертонической болезни, нефрите. Понижение давления наблюдается при инфекционных заболеваниях. Наиболее точным методом определения кровяного давления у человека является метод Короткова.

3.4. Типы и частота дыхания. Жизненная ёмкость лёгких. Одышка, удушье, асфиксия.

Дыхание — основной жизненный процесс, обеспечивающий поступление кислорода в организм и выделение углекислого газа наружу. Механизм регуляции очень сложный.

Читать еще:  О чем говорит ад 140/110

Дыхательный центр находится в продолговатом мозгу. В дыхательном центре различают 2 отдела: отдел вдоха и отдел выдоха. При возбуждении дыхательного центра (отдела вдоха) нервные импульсы передаются в спинной мозг, а оттуда по нервам к дыхательным мышцам, вызывая их сокращение. В результате происходит расширение грудной клетки и вдох (рёбра поднимаются, диафрагма опускается). Прекращение импульсов из дыхательного центра в спинной мозг, а от него к дыхательным мышцам сопровождается расслаблением этих мышц, в результате грудная клетка спадается (рёбра опускаются, диафрагма поднимается) и наступает выдох.

Специфическим возбудителем дыхательного центра является углекислый газ. В дыхательном центре происходит попеременно смена состояния возбуждения и торможения (отдела вдоха и отдела выдоха), что обуславливает ритмичные чередования вдоха и выдоха. Дыхание подчинено коре головного мозга, доказательством чего является то, что человек на некоторое время может задерживать дыхание или изменять его глубину и частоту.

В спокойном состоянии взрослый человек совершает 16-20 дыхательных движений в минуту (дых.дв./мин.).

Акт дыхания состоит из ритмично повторяющихся вдоха и выдоха. У детей частота дыхательных движений равняется 25-29 в минуту, у новорождённых 40-55 дых.дв./мин., у женщин на 2-4 дыхания в минуту больше, чем у мужчин, у тренированных спортсменов 6-8 дых.дв./мин.

При многих болезнях наблюдается учащение дыхательных движений. Различают 3 типа дыхания:

Брюшной (преобладает у мужчин). Объём грудной полости увеличивается преимущественно в результате сокращения диафрагмы и (увеличение вертикального размера);

Грудной (наблюдается у женщин). При нём грудная полость увеличивается за счёт сокращения межрёберных мышц (увеличение поперечного и переднезаднего размера грудной клетки);

Смешанный тип дыхания. При этом типе дыхания грудная полость равномерно расширяется во всех направлениях.

Количество вдыхаемого воздуха при обычном дыхании в покое равно в среднем 500 мл, при усиленном вдохе можно вместить в лёгкие ещё 1500 мл (дополнительный воздух), а при усиленном выдохе вывести 1500 мл запасного или резервного воздуха.

Дыхательный, дополнительный и резервный воздух составляют жизненную ёмкость лёгкого (ЖЕЛ), т.е. максимальное количество воздуха, которое можно выдохнуть после максимального вдоха. ЖЕЛ у мужчин составляет от 3000-5000 мл, у женщин от 2000-3500 мл.

У больного мы определяем частоту, ритм, глубину и тип дыхания. Дыхательные движения следует подсчитывать так, чтобы больной не заметил этого. Количество дыханий записывают на температурном листе, синим карандашом.

Различают тканевое дыхание потребление клетками кислорода и выделение углекислого газа, и лёгочное дыхание из лёгочных альвеол в кровь поступает кислород, а из крови в лёгочные альвеолы углекислый газ.

Расстройство частоты, ритма и глубины дыхания называется одышкой. Очень сильная одышка называется удушьем, остановка дыхания асфиксией. Различают одышку: лёгочную, сердечную, нервную.

Особенности определения частоты дыхания, пульса и температуры тела у детей.

Дыхательные органы ребёнка, особенно лёгкие работают с большой интенсивностью, так как объём дыхательных движений ограничен, потребность в кислороде велика (на каждый килограмм веса тела, ребёнка в первые месяцы жизни потребляет кислорода в 2-3 раза больше, чем взрослый).

Новорождённый совершает 40-60 дыхательных движений в минуту (дых.дв./мин.). В шесть месяцев 35-40 дых.дв./мин., к 1 году — 30-35, в 5 лет — до 25, в 10 лет — 20-22, а в 12-14 лет — 18-20. Маленький ребёнок дышит животом, поэтому для подсчета дыхания медсестра не надавливая кладёт руку на живот ребёнка. Ввиду неравномерности дыхания у маленьких детей подсчёт дыхания ведут в течение минуты.

Частота пульса новорождённых составляет 120-140 ударов в минуту (уд./мин.), а к 6 месяцам — 110-130, к 1 году — 120-125, к 5 годам — не более 100, к 10 годам — не более 80-85 уд./мин. Подсчёт пульса ведут на лучевой, височной или бедренной артерии.

Обычные часы измерений температуры – утром, при пробуждении больного ребёнка и после дневного сна (в 16-17 часов). При необ-ходимости более частых измерений врач даёт специальные указания. Детям первых месяцев жизни удобнее держать термометр не в подмышечной впадине, а в паховой складке. Если же по какой-либо причине нельзя измерять температуру в подмышечной впадине или в паховой складке прибегают к измерению её в прямой кишке в течение 5 минут.

Понятие адаптации с точки зрения психологии

Дата публикации: 01.06.2018 2018-06-01

Статья просмотрена: 3140 раз

Библиографическое описание:

Александров И. А. Понятие адаптации с точки зрения психологии // Молодой ученый. — 2018. — №22. — С. 283-285. — URL https://moluch.ru/archive/208/51057/ (дата обращения: 21.01.2020).

В данной статье представлен обзор психологических аспектов адаптации. Проведён анализ трудов основных зарубежных и отечественных учёных-психологов в области социально-психологической адаптации, рассмотрены содержание и характеристики понятия.

Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, личность, механизмы адаптации, социальная группа.

Актуальность этой проблемы заключается в общественной заинтересованности сохранения и улучшения психического и физического здоровья человека. В связи с этим, изучение закономерностей, принципов и механизмов человеческой адаптации в различных социальных и производственных условиях на разнообразных уровнях, в данный момент приобретает ключевое теоретическое и практическое значение.

В разных науках очень распространён термин «адаптация». Это слово происходит из латыни, и означает приспособление. Впервые термин был введён Г. Аубертом. Само понятие, как утверждает Г. И. Царегородцев в своём труде «Философские проблемы теории адаптации», способствует объединению знаний различных систем. Общенаучные понятия помогают объединению исследуемых объектов разных наук в целостные теории [11].

Адаптацию рассматривают с разных точек зрения: философски её пытались объяснить в Древней Греции такие мыслители как Анаксагор, Гиппократ и Демокрит, делая акцент на том, что внешний вид может зависеть от образа жизни. Объяснение адаптации через эволюцию пытался произвести сначала Ламарк, идеи которого легли в теории адаптации Дарвина. Физиологически, резервные способности организма обеспечивают возможность адаптации на биохимическом и клеточном уровнях. Согласно классической модели Г. Селье, развитие психологической адаптации происходит в три этапа: тревога, сопротивление, истощение. Во время адаптации, задействуются две противопоставленных системы: система изменений, затрагивающая органы и системы работы организма с одной стороны, и система сохранения гомеостаза с другой. Н. А. Фомин в своей работе «Физиология человека» утверждает, что сохранение баланса между этими двумя системами ведёт к адаптации [9].

С точки зрения А. Маслоу, психологическая адаптация является оптимальным взаимодействием личности и окружающей среды. Целью такой адаптации становится достижение позитивного духовного здоровья. Несостыковка личностных ценностей с восприятием социальной ситуации вызывает конфликт, который личность пытается устранить путём мыслительной и трудовой деятельности [3].

С точки зрения Р. Ласаруса, в процессе восприятия мира, личность получает информацию, противоречащую её установкам. Таким образом, возникает конфликт между личностными установками и образом реальности. Интенсивность реакций индивида, направленных на устранение раздражающего фактора, свидетельствует о степени адаптированности личности.

В работе И. А. Милославской «Роль социальной адаптации в условиях современной НТР» выделяется объективно-субъективный характер адаптации. Так же обозначается, что из-за социальной адаптации человек усваивает необходимые навыки и стандарты жизнедеятельности для приспособления к повторяющимся условиям жизни [4].

В психоанализе, в работах З. Фрейда и А. Адлера адаптация представлена с позиции анализа защитных механизмов личности. Адаптация включает в себя и ситуации, связанные с решением конфликтов, и процессы из сферы Эго, свободной от конфликтов. Хорошо адаптированный человек живёт без нарушений продуктивности и с уравновешенным психическим состоянием. Личность изменяется в процессе адаптации, также меняется и среда. Эго регулирует процесс адаптивности [1].

Социально-психологическая адаптация строится на взаимодействии личности и группы, при котором личность нормально функционирует без серьёзных и длительных конфликтов с внутренней и внешней средами, т. е. выполняет свою роль, удовлетворяет свои социальные потребности, самоутверждается и демонстрирует нормальную, девиантную и патологическую виды адаптации [5].

Нормальная адаптация выражается в устойчивом поведении при конфликтных ситуациях, без изменения самой личности и норм социальной группы, с которой личность взаимодействует. При девиантной адаптации личность обеспечивает удовлетворение своих потребностей без учёта потребностей социальной группы, а паталогическая адаптация приводит с негативными последствиями для личности в интересах социальной группы, что может привести к невротическим расстройствам [5].

В профильной литературе существует более широкое определение социальной адаптации. Социальная адаптация является итогом социальных, психологических, моральных, экономических и демографических изменений отношений между личностями. Стоит отметить, что процесс социально-психологической адаптации не имеет жёстких временных рамок. В таком случае, о способности к адаптации можно судить по скорости её протекания [7].

Л. П. Хохлова выделяет условия, необходимые для проведения социально-психологической адаптации. Условия бывают внешние и внутренние. К внешним условиям относятся совместная деятельность с группой и её способность к встречной адаптации с личностью. К внутренним условиям относятся свойства высшего уровня личностной структуры, такие как установки, жизненные цели, ориентиры [10].

Адаптация напрямую связана с личностными характеристиками. Например, на неё влияют внушаемость, эмоционально-волевое самообладание, тревожность, активность. Последнее выделяется отдельно. К. К. Платонов в кратком словаре системы психологических понятий описывает активность как сознательную целенаправленную деятельность личности и её целостные социально-психологические качества, которые определяют и характеризуют воздействие субъекта на предметы, процессы и явления окружающей действительности или определяют степень этого воздействия [6].

Таким образом, в активности выделяются два фактора: изменение и сохранение. С одной стороны, личность активно изменяет свою систему отношений, входя в новую конфликтную среду, а с другой стороны, личность пытается сохранить ключевые позиции своей системы ценностей и отношений без изменений. Балансировка между этими параметрами приводит к социально-психологической адаптации личности [8].

Подводя черту, мы можем сказать, что социально-психологическую адаптацию можно определить как процесс вхождения личности в коллектив, в новую для нее социальную среду. Исходя из того, как складываются взаимоотношения личности и группы можно выделить следующие виды адаптации: нормальную, девиантную и патологическую. Адаптация рассматривается как определенный период, по истечении которого устанавливается оптимальное соотношение личности и ее окружения, т. е. достигается состояние адаптированности [2].

Читать еще:  Персен и давление

Так как существуют различия по способности приспосабливаться, то наиболее приоритетными становятся задачи изучения и разработки системы улучшения адаптивности с целью оказания эффективного воздействия на людей. Также, включение этого параметра как одного из основных в разработку программ подготовки специалистов любого уровня, поможет улучшить уровни психологического состояния общества и его трудоспособности.

  1. Дебольский Н. Г. Трансцендентальный реализм Гартмана. // Новые идеи в философии, сб. 13. СПб.: Образование, 1914.
  2. Ковригина И. С. Социально-психологическая адаптация: сущность, виды и стадии формирования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2009. № 9. С 201–205
  3. Маслоу А. Психология бытия. М.: Рефл-бук, 1997. 304 с.
  4. Милославская И. А. Социальная психология и философия / Под ред. Б. Ф. Парыгина. Вып.2. М.: Просвещение, 1973. 173 с.
  5. Налчаджян А. А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегия). М.: Ереван, 1988. 253 с.
  6. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высшая школа, 1984. 176 с.
  7. Саблин В. С. Психология человека. М.: Мысль, 2004. 352 с.
  8. Терещенко Н. Г. Психологическое обеспечение адаптации персонала в организации // Адаптация личности в современном мире / под ред. М. В. Григорьевой. Саратов: Научная книга, 2012. С. 204–215
  9. Фомин Н. А. Физиология человека. М.: Просвещение, 1982. 320 с.
  10. Хохлова Л.П Исследование адаптирующей способности коллективов. Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания // Вопросы психологии. Москва. 1984. С. 174–176
  11. Царегородцев Г. И. Философские проблемы теории адаптации. М.: Просвещение, 1975. 277 с.

Теоретические основы изучения психологических аспектов адаптации первокурсников к обучению в вузе

Общее понятие об адаптации

На сегодняшний день существует множество определений понятия «адаптация». Практически каждая отрасль науки понимает ее по-своему. Так, для врача важна физиологическая адаптация человека к различным нестандартным условиям, например к состоянию невесомости или к климатическим условиям Заполярья. Для человека, занимающегося организацией производства, важно учитывать способность работников адаптироваться к выполняемой работе, условиям труда, используемым инструментам, орудиям. А психолог анализирует, насколько люди способны взаимодействовать друг с другом, привыкать к меняющимся условиям жизни, то есть он изучает социально-психическую адаптацию человека. Нами будут рассмотрены различные определения адаптации, найденные в учебниках, статьях и электронных словарях.

Так, в 3-м издании БСЭ в статье «Адаптация» А.А.Парамонова дано такое определение: «Адаптация (позднелат. adaptatio — прилаживание, приспособление, от лат. adapto — приспособление) — процесс приспособления строения и функций организмов (особей, популяций, видов) и их органов к условиям среды. Вместе с этим любая адаптация есть и результат, т.е. конкретный исторический этап приспособительного процесса адаптациогенеза, протекающего в определенных местообитаниях (биотопах) и отвечающих им комплексах видов животных и растений (биоценозах) … К понятию адаптации в эволюционно-историческом аспекте примыкают ненаследственные адаптивные реакции организма (модификации) на изменение условий существования». [2, с. 218 — 219]

С.Ю. Головин считает, что адаптация — это приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды, направленное на сохранение гомеостаза. Это определение адаптации с небольшими вариациями используется в биологии, экологии, медицине, а так же в психологии. При этом психологи рассматривают не только общеприродные и производственные условия, но и социальные. [9, с. 9]

В кибернетике адаптация рассматривается как процесс накопления и использования информации в системе, направленный на достижение определенного, обычно оптимального в некотором смысле, состояния или поведения системы при начальной неопределенности и изменяющихся внешних условиях. При адаптации могут изменяться параметры и структура системы, алгоритм функционирования, управляющие воздействия и т.п.

Адаптация применяется в тех случаях, когда воздействующие на систему факторы являются полностью или частично неизвестными. В процессе адаптации система накапливает данные об этих факторах и определяет их характеристики. Примером системы с адаптацией является автоматический управляемый снаряд, преследующий цель, стратегия уклонений которой от встречи неизвестна. Простейшие процессы с адаптацией осуществляются в системах автоматического регулирования, например, адаптация автопилота к изменению высоты полета.

Адаптация реализуется в адаптивных системах управления, частным случаем которых являются самонастраивающиеся системы. В распознавании образов проблема адаптации связана с обучением и самообучением распознавания сигналов. В последних случаях начальная неопределенность устраняется с помощью обучения или самообучения, а накопленная информация используется для повышения достоверности распознавания.

Понятие адаптации — одно из основных в научном исследовании организма, поскольку именно механизмы адаптации, выработанные в процессе эволюции, обеспечивают возможность существования организма в постоянно изменяющихся условиях внешней среды. Благодаря процессу адаптации достигается оптимальное функционирование всех систем организма и сбалансированность в системе «человек — среда».

Современное представление об адаптации основывается на работах И.П. Павлова, И.М. Сеченова, П.К. Анохина, Г. Селье и др. Однако одним из первых, кто стал изучать проблему функционирования живого организма как целостной системы, был французский физиолог К. Бернар. Он выдвинул гипотезу о том, что любой живой организм, в том числе и человеческий, существует, так как обладает возможностью постоянно сохранять благоприятные для своего существования параметры внутренней среды организма, а это, в свою очередь, происходит потому, что все системы и протекающие в организме процессы находятся в равновесном состоянии. До тех пор, пока это равновесие сохраняется, организм живет и действует. Таким образом, постоянство внутренней среды, по мнению Бернара, — это условие свободной жизни. Позднее идея Бернара о постоянстве внутренней среды организма была поддержана и развита американским физиологом У. Кэнноном, который назвал это свойство гомеостазом.

Гомеостаз — это подвижное равновесное состояние какой-либо системы, сохраняемое путем ее противодействия нарушающим это равновесие внутренним и внешним факторам. Главным в учении о гомеостазе является представление о том, что любая система стремится к сохранению своей стабильности. По мнению У. Кэннона, получая сигналы об угрожающих системе изменениях, организм включает устройства, продолжающие работать до тех пор, пока не удастся возвратить ее в равновесное состояние. Если же нарушить равновесие процессов и систем организма, то параметры внутренней среды нарушаются, живой организм начинает болеть. Причем болезненное состояние будет сохраняться на протяжении всего времени восстановления параметров, обеспечивающих нормальное существование организма. Если же необходимых для сохранения равновесия внутренней среды прежних параметров достичь не удается, то организм может попытаться достичь равновесия при других, измененных параметрах. В этом случае общее состояние организма может отличаться от нормального. Очень часто проявлением такого равновесия является хроническое заболевание. [8, с. 505 — 507]

Любой организм сохраняет здоровье не только потому, что поддерживает внутреннее равновесие. Он должен находится в равновесии с окружающей средой. Организм не может существовать вне среды, поскольку вынужден постоянно получать из внешней среды необходимые для жизни компоненты (например, кислород). Полная изоляция живого организма от внешней среды равносильна его гибели. Поэтому живой организм, стремясь к достижению внутреннего равновесия, должен одновременно приспосабливаться к условиям среды, в которой он находится. Это и называется адаптацией.

Точно так же и человек не может жить, не соприкасаясь со средой, но его главным отличием по сравнению с другими представителями животного мира является то, что он не может существовать, не соприкасаясь не только с физической, но и с социальной средой, поскольку человеческие качества и свойства конкретный индивид приобретает, только находясь в социуме. Следовательно, адаптация человека протекает на более высоком уровне и осуществляется за счет сложных механизмов физиологической, психической и социальной адаптации.

Как пишет в своей статье А.Г. Маклаков, «Несмотря на существование многочисленных определений понятия «адаптация», объективно существует несколько форм проявлений этого феномена, которые позволяют утверждать, что адаптация, с одной стороны, — динамическое образование, непосредственный процесс приспособления к условиям внешней среды, а с другой, — свойство любой живой саморегулируемой системы, опосредующее ее устойчивость к условиям внешней среды (что предполагает наличие определенного уровня развития адаптационных способностей)». [6, с. 18]

Адаптация как динамическое образование тесно связана с функциональным состоянием организма, которое является характеристикой уровня функционирования систем организма в определенный период времени, отражающей, особенности процесса адаптации и гомеостаза. А.Г. Маклаков полагает, что по качественному признаку набор функциональных состояний у всех людей принципиально одинаков, поскольку задан генетически. Однако имеются существенные индивидуальные различия в выраженности и динамике одних и тех же состояний, что обусловлено особенностями деятельности механизмов регуляции, и в первую очередь, индивидуально-психологическими особенностями личности.

Исходя из всего изложенного выше материала А.Г. Маклаков делает четыре предположения о сущности адаптации:

Адаптация — это не только процесс, но и свойство любой живой саморегулируемой системы, которое состоит в способности приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды. Уровень развития данного свойства определяет интервал изменения условий и характера деятельности, в рамках которого возможна адаптация для конкретного индивида.

Адаптационные способности индивида во многом зависят от психологических особенностей личности, определяющих возможность адекватной регуляции функционального состояния организма в разнообразных условиях жизни и деятельности. Чем значительнее адаптационные способности, тем выше вероятность нормального функционирования организма и эффективной деятельности при увеличении интенсивности воздействия психогенных факторов внешней среды.

  • 3. Оценить адаптационные возможности личности можно через оценку уровня развития психологических характеристик, наиболее значимых для регуляции психической деятельности и процесса адаптации. И чем выше уровень развития этих характеристик, тем выше вероятность успешной адаптации, тем значительнее диапазон факторов внешней среды, к которым индивид может приспособиться. Данные психологические особенности личности взаимосвязаны и составляют одну из интегральных характеристик психического развития личности — личностный адаптационный потенциал (ЛАП). Показатели ЛАП содержат информацию о соответствии или несоответствии психологических характеристик личности общепринятым нормам.
  • 4. ЛАП не только содержит информацию о степени соответствия психического состояния общепринятым нормам, но и позволяет дифференцировать людей по степени устойчивости к воздействию психоэмоциональных стрессоров, что дает возможность с определенной степенью успешности решать задачи прогнозирования эффективности деятельности в экстремальных условиях. [6, с. 18 — 24]
Читать еще:  При каком давлении нужно вызывать скорую

Кроме понятий «адаптация» и «личностный адаптационный потенциал» в психологии встречается понятие «адаптационный барьер». Это понятие ввел Ю.А. Александровский. Он считает, что адаптационный барьер — это «условная граница параметров внешней среды, в том числе и социальной, за которыми адекватная адаптация невозможна». Характеристики адаптационного барьера для каждого человека различаются. Они зависят от биологических факторов среды, типа телосложения человека, а так же от социальных факторов и индивидуально-психологических особенностей личности (самооценка, уровень притязаний, система ценностей, мораль), определяющих адаптационные возможности. Значит, чтобы человек мог адаптироваться, он должен быть здоровым и его должна устраивать окружающая социальная и психологическая обстановка. А больной или всем недовольный человек адаптируется хуже.

С.В. Тарасов считает, что для того, чтобы понять, адаптируется человек к ситуации или нет, нужно «рассмотреть особенности изучаемой социальной группы и увидеть, как связаны внешние черты и стереотипы поведения с установками и нормами жизни, доминирующими в определенной социокультурной среде, и как они воздействуют на оказавшегося в ней человека». [15, с. 76] В своей статье под социокультурной средой он имеет в виду армию и то, как солдаты-срочники адаптируются к этой среде.

Вообще в литературе встречается несколько основных тем, связанных с проблемой адаптации. Больше всего материала по адаптации первоклассников к школе; о том, как нужно готовить ребенка к школе и что делать, чтобы в самой школе он чувствовал себя комфортно. Значительно меньше материала про адаптацию студентов-первокурсников. В книгах по экологии пишут в основном про адаптацию космонавтов, адаптацию к жизни за Полярным кругом и в жарких пустынях. В психологии труда рассматривают, как человек осваивает новые орудия, а так же то, как эти орудия адаптировать под конкретного человека (об этом пишет А.А. Крылов).

Много информации по так называемой социальной адаптации людей в новых группах и коллективах, а так же по социально-культурной (или просто культурной) адаптации. Эта адаптация связана с тем, что человек, приезжая в чужую страну временно или на постоянное место жительства, испытывает «культурный шок», особенно если обычаи и традиции в его родной стране сильно отличаются от существующих в том месте, куда он прибыл. Особенно остро переживается культурный шок, если человек переезжает в страну другого цивилизационного типа. Таких типов три: 1) восточный (идеал коллективизма, почитание старших); 2) западный, американский (идеал индивидуализма) и 3) европейский (смешанный, что-то среднее между первым и вторым).

Таким образом, про адаптацию говорят чаще всего в тех случаях, когда человек сталкивается с чем-то новым и необычным для него в окружающей среде. Хотя на самом деле мы постоянно адаптируемся к миру, даже когда спим.

Адаптация является сложным процессом и бывает нескольких видов. Их мы рассмотрим в следующем пункте.

Адаптация в психологии

Сущность понятия «адаптация»

Адаптация человека к тем или иным условиям не может осуществляться изолированно от внешней среды, которые оказывают воздействие на человека и определяют условия осуществления его деятельности. Очень часто это воздействие носит отрицательный характер.

Организм человека может функционировать в очень ограниченных условиях. Например, при повышении температуры тела всего на один градус, человек начинает чувствовать себя уже некомфортно. При повышении на 5-6 градусов, могут начаться необратимые процессы. Организм человека нормально может функционировать только при таких параметрах внешней среды, которые имеют незначительный интервал изменения характеристик.

Факторы, обуславливающие выживание человека, с одной стороны, связаны, со способностью организма регулировать параметры внутренней среды, а с другой стороны, связаны со способностью опосредованного отражения человеком окружающей действительности. Данная способность существует благодаря нервной системе и психике, которые определяют возможность выживания человека как вида и обеспечивают процесс его адаптации.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Адаптация в системе «человек – среда» помогает достичь оптимального функционирования и сбалансированности всех систем организма.

Проблему функционирования живого организма как целостной системы, одним из первых начал изучать французский физиолог К. Бернар. Он предположил, что условием существования любого живого организма является наличие возможности постоянного сохранения благоприятных параметров внутренней среды. Происходить это может потому, что все системы и процессы, протекающие в организме, находятся в равновесном состоянии.

Организм живет и действует до тех пор, пока сохраняется равновесие и, по мнению К. Бернара, это условие свободной жизни. Эта идея Бернара позже была поддержана и развита американским физиологом У. Кэнноном и названа им гомеостазом.

Современное представление об адаптации основывается на работах отечественных ученых И.П. Павлова, И.М. Сеченова, П.К. Анохина и др. Из всего многообразия определений феномена адаптации, можно назвать несколько наиболее распространенных. Понятие термина «адаптация» определяется следующим образом:

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

  • Адаптация – это свойство организма;
  • Адаптация – это процесс приспособления к изменяющимся условиям среды. Суть процесса заключается в том, что одновременно достигается равновесие между средой и организмом;
  • Адаптация – это результат взаимодействия в системе «человек – среда»;
  • Адаптация – это цель, к которой стремится организм.

Рисунок 1. Адаптация и ее виды. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Физиологическая адаптация

В основе приспособления организма к изменению окружающих условий, лежит совокупность физиологических реакций, которые способствуют сохранению относительного постоянства его внутренней среды – гомеостаза.

Физиологическая адаптация повышает устойчивость организма к холоду, теплу, недостатку кислорода, атмосферному давлению и др. Чтобы понимать процесс саморегуляции организма и его взаимодействие с окружающей средой, большое значение имеет изучение физиологической адаптации.

Практический интерес представляют её исследования в связи с полетами человека в космос. Физиологическая адаптация к экстремальным условиям проходит несколько стадий:

  1. Явления декомпенсации, т.е. вначале преобладают нарушения функций.
  2. Неполное приспособление. Организм активно занимается поиском устойчивых состояний, которые соответствуют новым условиям среды.
  3. Фаза относительно устойчивого приспособления. Например, физиологическая адаптация к высоте. Тренировки к высотным условиям здесь будут играть большую роль, и помогать переносить большие перегрузки.

Хорошо известно, что тренированные люди с новыми трудными условиями справляются значительно лучше. Реактивность организма в физиологической адаптации имеет огромное значение – это исходное функциональное его состояние – возраст, тренированность, от них будут зависеть ответные реакции организма на разные воздействия.

Пластичность нервной системы дает возможность организму восстанавливать контакт и равновесие в изменившихся условиях. Те механизмы, которые раскрывают процесс физиологической адаптации, в какой-то мере позволяют понять и явления приспособления организма в ходе эволюции.

Психическая адаптация

Механизмы адаптации имеют психическую природу, поэтому психическая адаптация – это значимая составляющая успешной адаптации человека в целом.

Рисунок 2. Психологическая адаптация личности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Адаптированная психическая деятельность, как считает отечественный психиатр Ю.А. Александровский, является важнейшим фактором, который обеспечивает человека состоянием здоровья. О «норме» можно говорить тогда, когда уровень психической адаптации соответствует необходимому уровню для активной жизнедеятельности.

Психическая адаптация это своего рода результат деятельности целостной самоуправляемой системы. Совокупность отдельных компонентов обеспечивают её активность, а их взаимодействие порождает новые интегративные качества. Состояние психической адаптации и будет являться результатом функционирования всей системы. Оно дает возможность наиболее оптимально не только противостоять природным и социальным факторам, но и активно и целенаправленно на них воздействовать.

Как считает Р.М. Баевский, процессы адаптации поддерживают равновесие внутри организма, а также между организмом и средой, а как процессы управления они связаны с выбором функциональной стратегии, которая обеспечивает выполнение главной цели.

Вообще вся система психической адаптации всегда готова к выполнению характерных для неё функций. К исходному состоянию оперативного покоя она возвращается после того, как адекватно прореагировала на фактор внешней среды, который на неё воздействовал.

Психологическая адаптация характеризуется двумя понятиями – адаптивность и не адаптивность и выражается в согласовании целей и результатов.

Возможная адаптивная направленность человека имеет разные варианты:

  1. Гомеостатический вариант. Цель адаптивного исхода заключается в достижении равновесия;
  2. Гедонистический вариант. Адаптивный исход заключается в получении наслаждения, избегание страдания;
  3. Прагматический вариант – практическая польза, успех. От всех других самоуправляемых систем психическая адаптация человека отличается наличием механизмов сознательного саморегулирования.

Социальная адаптация

Понятие социальной адаптации рассматривается двояко:

  1. Как постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды;
  2. Как результат активного приспособления.

Характер социальной адаптации непрерывный и связан с тем, что периодами происходит кардинальная смена деятельности индивида и его социального окружения.

Можно выделить два типа адаптационного процесса:

  1. Тип активного воздействия на социальную среду.
  2. Тип пассивный. Он характеризуется конформным принятием целей и ценностных ориентаций группы.

Принятие индивидом социальной роли является важным аспектом социальной адаптации – это один из основных социально-психологических механизмов социализации личности. Эффективность этой адаптации зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи. Недостаточно развитое представление о себе может привести к нарушениям социальной адаптации или крайнему её выражению – аутизму.

Таким образом, можно дать следующее определение социальной адаптации: это приведение к системе норм и ценностей, господствующих в данном обществе, как индивидуального, так и группового поведения.

Её осуществление происходит в процессе социализации и с помощью механизмов социального контроля, которые включают меры общественного и государственного принуждения. В результате ускорения темпов социальных изменений, значение социальной адаптации все больше возрастает. Эти изменения могут затрагивать такие стороны жизни общества, как миграции, возрастные изменения, быстрое промышленное развитие и др.

Все три уровня адаптации между собой очень тесно связаны, они непосредственно влияют друг на друга и определяют интегральную характеристику общего уровня функционирования всех систем организма.

Адаптация, с одной стороны, это свойство любой живой саморегулируемой системы, которая обеспечивает её устойчивость к условиям внешней среды, а с другой стороны – это динамическое образование рассматривается как процесс приспособления к условиям внешней среды.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector